Магия - Собака. Мифы, легенды, поверья.
Участников: 2
Страница 1 из 1
Магия - Собака. Мифы, легенды, поверья.
Мифы, легенды, поверья
Собака — одно из самых распространенных животных, живущих с человеком и в сельской местности, и в городских квартирах. Наверное, уже невозможно найти даже в городе дворик, в котором бы на рассвете не выгуливали собак.
Такая популярность собаки, конечно же, не случайна. Многие люди подсознательно чувствуют, что собака таит в себе очень мощные магические свойства. Недаром в «Авесте», древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока говорится: «Умом собаки держится мир».
Кстати там же сказано и следующие: «Собака — сторож и друг, данный тебе... Она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже собака не выйдет к ней навстречу».
В отличие от остальных животных, магические свойства собаки наиболее близки человеку. С ними в этом плане не могут сравниться даже
кошка и корова. Вот поэтому, пожалуй, и невозможно найти другое такое животное, которое было бы так сильно предано человеку.
Прекрасным подтверждением такой привязанности собаки к людям служит новоассирийская притча:
«У одного человека была собака, которая долгие годы сторожила его дом и сад. Но прошло время, собака состарилась, и тогда человек решил больше не держать у себя пса, а утопить его. Он посадил в лодку собаку, привязал ей на шею камень и поплыл на середину реки. Там он бросил собаку в воду. Но от резкого толчка лодка покачнулась, человек не удержался, упал в реку и стал тонуть. Петля с камнем соскользнула с мокрой шеи собаки, и она оказалась на свободе. Но вместо того чтобы спасаться от человека, который хотел ее утопить, она изо всех сил кинулась его спасать, схватила его зубами и вытащила на берег. Человек остался жив и вместе с собакой вернулся домой. Он стал заботиться и ухаживать за ней, пока она была жива. И с тех пор больше никто в деревне не пытался убить собаку».
Собаки настолько почитались людьми, что иногда им даже воздвигали мраморные памятники, как, например, собаке по кличке Сотер. Считается, что она и еще сорок девять собак спасли от врагов древнегреческий город Коринф.
Легенда гласит, что в одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными охранниками. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит, а цитадель спасена, Сотер же получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер — защитник и спаситель Коринфа».
Собака была священным животным многих богов. Так, например, Анубис представлялся жителям Древнего Египта в виде человека с головой шакала или собаки (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Центром культа Анубиса считался Кинополь (в исконном названии — Каса) — «город собак». И если кто-либо из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.
В царстве Аида, на берегах священной реки Стикса, чудовищные собаки сопровождали свиту богини Гекаты (в греческой мифологии — богиня мрака, ночных видений и чародейства), которая считалась помощницей при колдовстве. Кроме того, она насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны.
Существовало поверье, будто из всех живых созданий, включая и человека, эту богиню могли видеть только собаки.
Собака сопровождала и других богов — Артемиду (в греческой мифологии — богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона), Диану (в римской мифологии — богиня растительности, родовспомогательни-ца, олицетворение луны), Гермеса (в греческой мифологии — вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших и покровитель эзотерического знания), Меркурия (в римской мифологии — бог торговли), Ареса (в греческой мифологии бог войны), Марса (в римской мифологии — бог войны) и многих других.
О происхождении собаки существует много поверий и легенд. Так, согласно легенде калифорнийских индейцев племени като. Бог Нагай-хо
сотворил мир из ничего, создал все вещи, явления природы и живых существ. Но собаку ему не пришлось создавать, потому что она была всегда.
А вот одна из восточных легенд о происхождении борзой.
Однажды царь Соломон, согласно повелению Бога, приказал всем животным собраться вместе, чтобы каждое из них могло высказать свои нужды и пожелания и взамен выслушать наказ Творца, как относиться друг к другу. По зову царя собрались все звери за исключением ежа. Разгневанный таким неповиновением царь обратился к ним с вопросом:
—Не вызовется ли кто-нибудь отправиться на поиск ослушника?
Нашлось всего два охотника — лошадь и собака.
Лошадь сказала:
—Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не в состоянии буду взять его — для этого слишком велик мой рост и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл.
Собака же заявила:
—Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я буду не в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его.
Выслушав это, Соломон произнес:
—Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтоб наградить ее за высказанное рвение.
Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидели, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное. Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке высказал особую милость:
—Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога.
А вот порода собак чау-чау, согласно легендам, происходит от союза волка и медведя панда.
На Тибете верили, что чау-чау обладает ярко выраженными сильными телепатическими способностями. Поэтому собак этой породы разводили тибетские монахи.
Считалась, что собака становилась для медитирующих монахов «сторожем тела», которое временно покидала душа пребывающего в духовной практике монаха. Как гласили тибетские тексты: «Дабы ничей злой дух или иная сущность не вселилась в покинутую оболочку, а душе хозяина было бы куда вернуться».
Процесс достижения просветления длился иногда три—пять дней и все это время чау-чау неотступно находился на месте и поддерживал телепатический контакт с медитирующим.
У многих народов широко распространен мотив происхождения людей, вождей, родоначальников целого рода от связи с собакой. Так, например, в мифологии народа лепча (тибетско-бирманская группа) изо льда священной горы Канченджанга бог Ташетинг создал первого мужчину Фуронгтхинга и первую женщину Назонгньи. Фуронгтхинг по ночам вступал в сношения с собакой. Дети же у Назонгньи рождались животными. Когда бог узнал о связи Фаронгтхинга с собакой, то приказал чтить ее. Тогда у первых людей родилось поколение детей в человеческом образе. Но эти дети убили младшего, самого красивого мальчика. За это отец и мать изгнали их с Канченджанги, и от детей произошло человечество.
У киргизов сохранилась легенда о происхождении их от красной собаки. Рассказывают, что после набега врагов от всех киргизских племен осталась лишь дочь хана. У нее была красная собака, от которой она прижила детей. Они и стали родоначальниками киргизов.
У айнов тоже есть легенда, в которой повествуется о происхождении айнов от первой женщины на земле и собаки.
Также свое происхождение от собаки ведут и народы группы мяо-яо, которые обитают на больших пространствах Южного и Юго-Западного Китая и Северного Индокитая. Два основных народа этой группы — мяо и яо — называются так в Китае, в странах Индокитая они известны как мео и зао.
Миф о собаке наиболее представлен у яо. В нем повествуется, что однажды правитель большой страны (иногда называется древнекитайский император Гаосин) вел тяжелую войну. Не надеясь уже на победу, он объявил, что победителю вождя врагов он отдаст дочь-принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Пань-ху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — яо.
В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних мяо и яо на уши собаки, а у других — на головной убор принцессы. У мужчин сзади свешивается повязка в виде хвоста.
У яо собака Паньху выполняет также функции главного духа-хранителя и защитника, помогает яо в их древних странствиях по морю. В домах яо устанавливается алтарь, посвященный Паньху.
Иногда собака у яо выступает культурным героем. Так, у ляньнаньских (Китай) яо считается, что зерна риса им впервые в своей шерсти принесла собака.
В некоторых традициях собака выступает и в роли Хлебного Духа. Такое представление о ней распространено во Франции, Германии и в славянских странах. Например, когда волны хлеба колышутся на ветру, крестьяне нередко говорят: «В поле бешеная собака», «Там большой пес».
В некоторых районах Силезии Пшеничной собакой или Гороховой собачонкой называют лицо, сжавшее или связавшее последний сноп. Но особенно ярко представление о Хлебной собаке проявляется в жатвенных обычаях на северо-востоке Франции. В случае, если кто-нибудь из жнецов, будь то из-за болезни, усталости или лености, не может или не хочет поспевать за ушедшим вперед товарищем, местные крестьяне говорят: «Рядом с ним пробежала белая собака», «Он завел белую суку», «Его укусила белая сука».
В некоторых странах собака особенно почиталась. Так, например, различные племена Эфиопии верили в существование Бога в образе собаки. Они усматривали одобрение какого-либо дела по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем более богоугодное дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство.
В некоторых сказаниях африканских народов собака является добытчицей огня. В древних поверьях племени химба говорится, что Творец послал к людям собаку с пылающей ветвью. С тех пор собакам разрешено спать у огня.
В племени ньянга считается, что говорящая собака Рукуба украла у бога Ньямурайри огонь для людей. За это люди навеки подарили ей свою дружбу.
Сейчас собака воспринимается нами как «лучший друг человека», но не всегда и не все народы так считали. Во многих суевериях она предстает перед нами в совершенно неожиданном свете: собака — и житель потустороннего мира, и вестник смерти, несчастий, и демон моровой заразы.
Нередко собаку связывали с темной стороной жизни, а в частности, в обликах собак иногда выступали и демоны ада и злые духи. Так, например, 25-й дух трактата «Lemegeton», могущественный губернатор преисподней Гласиа Лаболас, при вызове его магом появляется в виде собаки с крыльями грифона. Он моментально обучает всем искусствам, рассказывает обо всех явлениях прошлого и будущего, вызывает любовь друзей и противников, а также может сделать человека невидимым. Но он же является виновником кровопролитий и вождем человекоубийц.
А по словам Филострата, во время чумы в Эфесе Аполлоний Пианейский приказал толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую несчастного, под ней оказался труп собаки, а эпидемия же после этого прекратилась.
Вообще, надо сказать, что зловещее значение собак признавалось многими народами. Ночной вой собак в некоторых случаях или внезапное появление их в доме вызывали у людей суеверный страх: это считалось предвестием смерти или несчастья.
Часто собака связывалась и с миром мертвых, считалось, что в особой связи с загробным миром находятся собаки черной масти. Верили, что они видят ангела смерти, когда тот приближается к человеку.
Эти же свойства приписывали и собаке, имеющей светлые пятна над глазами, и собаке первого помета. Считалось, что от ее взора не может скрыться ни одно привидение. Но вырастить ее очень трудно, так как колдуны всячески стараются ее извести.
В некоторых странах говорили, будто перед смертью человека таинственный черный пес трижды обегает вокруг дома или ложится у его ворот.
У некоторых народов существовало представление о собаке, как душе человека, блуждающей по земле. Например, жители Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал зрачок. Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад.
Кстати, подобное говорят и о ведьмах: в то время как тело ведьмы погружено в сон, ее душа в виде черной собаки, кошки или летучей мыши странствует по свету.
У многих народов существовало поверье, что ведьма особенно охотно оборачивается собакой. И довольно часто можно было услышать рассказ о человеке, который, искалечив попавшуюся ему ночью собаку, на другой день убеждался, что он причинил увечье своей соседке — колдунье. Подобные мотивы очень часто встречаются и в мировой литературе, например, у Н. В. Гоголя или в китайских сказках.
А вот одно из народных сказаний о появлении души покойника в образе собаки: «Как-то раз два христианина убили турка, он стал собакой и появлялся не только ночью, но и в полдень, нападая на стада и душа овец».
По немецкому поверью, в виде черных собак с красными глазами скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников — развращенных священников и несправедливых судей.
По польскому поверью, в образе собак выходят из воды души утопленников, возвращаются на свет души ведьм и самоубийц.
Со временем образ собаки-души постепенно превращается в поверьях в собак-демонов, которые в христианском мире отождествляются с чертом. Они обыкновенно бродят вокруг могил и кладбищ, нередко также переносятся в страну мертвых или в ад.
Еще чаще собаки являются проводниками на тот свет или стражами преисподней, например, известный Цербер — трехглавый пес, на шее которого шевелились змеи. Согласно греческой мифологии, он сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться обратно на землю. Отсюда и пошло поверье класть в гробы медовые пряники. Это делалось для того, чтобы Цербер не сжирал тела усопших.
Рассказывают, будто Пифагор рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное достойно получить отлетающую душу и сохранить ее навсегда.
В Персии долгое время существовал обычай показывать собаке тело покойного. Весьма характерно то, что в случае смерти беременной женщины в комнату вводили двух собак.
Гуроны верили в то, что душа умершего на своем пути в загробном царстве должна перейти через мост, где на нее нападет собака.
У эскимосов был обычай класть в детские могилы черепа собак, чтобы те могли защищать души детей в загробном мире.
В некоторых традициях собаку использовали и как своеобразного «козла отпущения». Например, жители западных Гималаев раз в год поят собаку спиртом или гашишем и, накормив сладостями, проводят по селению и спускают с привязи. За животным пускаются в погоню и убивают его палками и камнями, полагая, что теперь они на год застрахованы от болезней и других напастей.
А в других местах бытовал обычай на Новый год подводить собаку к двери, давать ей кусок хлеба, а затем прогонять ее со словами: «Убирайся, собака! Если до конца года в этом доме должен случиться мор или падеж скота, пусть все это обрушится на твою голову».
Собака — одно из самых распространенных животных, живущих с человеком и в сельской местности, и в городских квартирах. Наверное, уже невозможно найти даже в городе дворик, в котором бы на рассвете не выгуливали собак.
Такая популярность собаки, конечно же, не случайна. Многие люди подсознательно чувствуют, что собака таит в себе очень мощные магические свойства. Недаром в «Авесте», древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока говорится: «Умом собаки держится мир».
Кстати там же сказано и следующие: «Собака — сторож и друг, данный тебе... Она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже собака не выйдет к ней навстречу».
В отличие от остальных животных, магические свойства собаки наиболее близки человеку. С ними в этом плане не могут сравниться даже
кошка и корова. Вот поэтому, пожалуй, и невозможно найти другое такое животное, которое было бы так сильно предано человеку.
Прекрасным подтверждением такой привязанности собаки к людям служит новоассирийская притча:
«У одного человека была собака, которая долгие годы сторожила его дом и сад. Но прошло время, собака состарилась, и тогда человек решил больше не держать у себя пса, а утопить его. Он посадил в лодку собаку, привязал ей на шею камень и поплыл на середину реки. Там он бросил собаку в воду. Но от резкого толчка лодка покачнулась, человек не удержался, упал в реку и стал тонуть. Петля с камнем соскользнула с мокрой шеи собаки, и она оказалась на свободе. Но вместо того чтобы спасаться от человека, который хотел ее утопить, она изо всех сил кинулась его спасать, схватила его зубами и вытащила на берег. Человек остался жив и вместе с собакой вернулся домой. Он стал заботиться и ухаживать за ней, пока она была жива. И с тех пор больше никто в деревне не пытался убить собаку».
Собаки настолько почитались людьми, что иногда им даже воздвигали мраморные памятники, как, например, собаке по кличке Сотер. Считается, что она и еще сорок девять собак спасли от врагов древнегреческий город Коринф.
Легенда гласит, что в одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными охранниками. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит, а цитадель спасена, Сотер же получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер — защитник и спаситель Коринфа».
Собака была священным животным многих богов. Так, например, Анубис представлялся жителям Древнего Египта в виде человека с головой шакала или собаки (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Центром культа Анубиса считался Кинополь (в исконном названии — Каса) — «город собак». И если кто-либо из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.
В царстве Аида, на берегах священной реки Стикса, чудовищные собаки сопровождали свиту богини Гекаты (в греческой мифологии — богиня мрака, ночных видений и чародейства), которая считалась помощницей при колдовстве. Кроме того, она насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны.
Существовало поверье, будто из всех живых созданий, включая и человека, эту богиню могли видеть только собаки.
Собака сопровождала и других богов — Артемиду (в греческой мифологии — богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона), Диану (в римской мифологии — богиня растительности, родовспомогательни-ца, олицетворение луны), Гермеса (в греческой мифологии — вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших и покровитель эзотерического знания), Меркурия (в римской мифологии — бог торговли), Ареса (в греческой мифологии бог войны), Марса (в римской мифологии — бог войны) и многих других.
О происхождении собаки существует много поверий и легенд. Так, согласно легенде калифорнийских индейцев племени като. Бог Нагай-хо
сотворил мир из ничего, создал все вещи, явления природы и живых существ. Но собаку ему не пришлось создавать, потому что она была всегда.
А вот одна из восточных легенд о происхождении борзой.
Однажды царь Соломон, согласно повелению Бога, приказал всем животным собраться вместе, чтобы каждое из них могло высказать свои нужды и пожелания и взамен выслушать наказ Творца, как относиться друг к другу. По зову царя собрались все звери за исключением ежа. Разгневанный таким неповиновением царь обратился к ним с вопросом:
—Не вызовется ли кто-нибудь отправиться на поиск ослушника?
Нашлось всего два охотника — лошадь и собака.
Лошадь сказала:
—Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не в состоянии буду взять его — для этого слишком велик мой рост и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл.
Собака же заявила:
—Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я буду не в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его.
Выслушав это, Соломон произнес:
—Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтоб наградить ее за высказанное рвение.
Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидели, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное. Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке высказал особую милость:
—Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога.
А вот порода собак чау-чау, согласно легендам, происходит от союза волка и медведя панда.
На Тибете верили, что чау-чау обладает ярко выраженными сильными телепатическими способностями. Поэтому собак этой породы разводили тибетские монахи.
Считалась, что собака становилась для медитирующих монахов «сторожем тела», которое временно покидала душа пребывающего в духовной практике монаха. Как гласили тибетские тексты: «Дабы ничей злой дух или иная сущность не вселилась в покинутую оболочку, а душе хозяина было бы куда вернуться».
Процесс достижения просветления длился иногда три—пять дней и все это время чау-чау неотступно находился на месте и поддерживал телепатический контакт с медитирующим.
У многих народов широко распространен мотив происхождения людей, вождей, родоначальников целого рода от связи с собакой. Так, например, в мифологии народа лепча (тибетско-бирманская группа) изо льда священной горы Канченджанга бог Ташетинг создал первого мужчину Фуронгтхинга и первую женщину Назонгньи. Фуронгтхинг по ночам вступал в сношения с собакой. Дети же у Назонгньи рождались животными. Когда бог узнал о связи Фаронгтхинга с собакой, то приказал чтить ее. Тогда у первых людей родилось поколение детей в человеческом образе. Но эти дети убили младшего, самого красивого мальчика. За это отец и мать изгнали их с Канченджанги, и от детей произошло человечество.
У киргизов сохранилась легенда о происхождении их от красной собаки. Рассказывают, что после набега врагов от всех киргизских племен осталась лишь дочь хана. У нее была красная собака, от которой она прижила детей. Они и стали родоначальниками киргизов.
У айнов тоже есть легенда, в которой повествуется о происхождении айнов от первой женщины на земле и собаки.
Также свое происхождение от собаки ведут и народы группы мяо-яо, которые обитают на больших пространствах Южного и Юго-Западного Китая и Северного Индокитая. Два основных народа этой группы — мяо и яо — называются так в Китае, в странах Индокитая они известны как мео и зао.
Миф о собаке наиболее представлен у яо. В нем повествуется, что однажды правитель большой страны (иногда называется древнекитайский император Гаосин) вел тяжелую войну. Не надеясь уже на победу, он объявил, что победителю вождя врагов он отдаст дочь-принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Пань-ху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — яо.
В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних мяо и яо на уши собаки, а у других — на головной убор принцессы. У мужчин сзади свешивается повязка в виде хвоста.
У яо собака Паньху выполняет также функции главного духа-хранителя и защитника, помогает яо в их древних странствиях по морю. В домах яо устанавливается алтарь, посвященный Паньху.
Иногда собака у яо выступает культурным героем. Так, у ляньнаньских (Китай) яо считается, что зерна риса им впервые в своей шерсти принесла собака.
В некоторых традициях собака выступает и в роли Хлебного Духа. Такое представление о ней распространено во Франции, Германии и в славянских странах. Например, когда волны хлеба колышутся на ветру, крестьяне нередко говорят: «В поле бешеная собака», «Там большой пес».
В некоторых районах Силезии Пшеничной собакой или Гороховой собачонкой называют лицо, сжавшее или связавшее последний сноп. Но особенно ярко представление о Хлебной собаке проявляется в жатвенных обычаях на северо-востоке Франции. В случае, если кто-нибудь из жнецов, будь то из-за болезни, усталости или лености, не может или не хочет поспевать за ушедшим вперед товарищем, местные крестьяне говорят: «Рядом с ним пробежала белая собака», «Он завел белую суку», «Его укусила белая сука».
В некоторых странах собака особенно почиталась. Так, например, различные племена Эфиопии верили в существование Бога в образе собаки. Они усматривали одобрение какого-либо дела по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем более богоугодное дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство.
В некоторых сказаниях африканских народов собака является добытчицей огня. В древних поверьях племени химба говорится, что Творец послал к людям собаку с пылающей ветвью. С тех пор собакам разрешено спать у огня.
В племени ньянга считается, что говорящая собака Рукуба украла у бога Ньямурайри огонь для людей. За это люди навеки подарили ей свою дружбу.
Сейчас собака воспринимается нами как «лучший друг человека», но не всегда и не все народы так считали. Во многих суевериях она предстает перед нами в совершенно неожиданном свете: собака — и житель потустороннего мира, и вестник смерти, несчастий, и демон моровой заразы.
Нередко собаку связывали с темной стороной жизни, а в частности, в обликах собак иногда выступали и демоны ада и злые духи. Так, например, 25-й дух трактата «Lemegeton», могущественный губернатор преисподней Гласиа Лаболас, при вызове его магом появляется в виде собаки с крыльями грифона. Он моментально обучает всем искусствам, рассказывает обо всех явлениях прошлого и будущего, вызывает любовь друзей и противников, а также может сделать человека невидимым. Но он же является виновником кровопролитий и вождем человекоубийц.
А по словам Филострата, во время чумы в Эфесе Аполлоний Пианейский приказал толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую несчастного, под ней оказался труп собаки, а эпидемия же после этого прекратилась.
Вообще, надо сказать, что зловещее значение собак признавалось многими народами. Ночной вой собак в некоторых случаях или внезапное появление их в доме вызывали у людей суеверный страх: это считалось предвестием смерти или несчастья.
Часто собака связывалась и с миром мертвых, считалось, что в особой связи с загробным миром находятся собаки черной масти. Верили, что они видят ангела смерти, когда тот приближается к человеку.
Эти же свойства приписывали и собаке, имеющей светлые пятна над глазами, и собаке первого помета. Считалось, что от ее взора не может скрыться ни одно привидение. Но вырастить ее очень трудно, так как колдуны всячески стараются ее извести.
В некоторых странах говорили, будто перед смертью человека таинственный черный пес трижды обегает вокруг дома или ложится у его ворот.
У некоторых народов существовало представление о собаке, как душе человека, блуждающей по земле. Например, жители Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал зрачок. Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад.
Кстати, подобное говорят и о ведьмах: в то время как тело ведьмы погружено в сон, ее душа в виде черной собаки, кошки или летучей мыши странствует по свету.
У многих народов существовало поверье, что ведьма особенно охотно оборачивается собакой. И довольно часто можно было услышать рассказ о человеке, который, искалечив попавшуюся ему ночью собаку, на другой день убеждался, что он причинил увечье своей соседке — колдунье. Подобные мотивы очень часто встречаются и в мировой литературе, например, у Н. В. Гоголя или в китайских сказках.
А вот одно из народных сказаний о появлении души покойника в образе собаки: «Как-то раз два христианина убили турка, он стал собакой и появлялся не только ночью, но и в полдень, нападая на стада и душа овец».
По немецкому поверью, в виде черных собак с красными глазами скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников — развращенных священников и несправедливых судей.
По польскому поверью, в образе собак выходят из воды души утопленников, возвращаются на свет души ведьм и самоубийц.
Со временем образ собаки-души постепенно превращается в поверьях в собак-демонов, которые в христианском мире отождествляются с чертом. Они обыкновенно бродят вокруг могил и кладбищ, нередко также переносятся в страну мертвых или в ад.
Еще чаще собаки являются проводниками на тот свет или стражами преисподней, например, известный Цербер — трехглавый пес, на шее которого шевелились змеи. Согласно греческой мифологии, он сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться обратно на землю. Отсюда и пошло поверье класть в гробы медовые пряники. Это делалось для того, чтобы Цербер не сжирал тела усопших.
Рассказывают, будто Пифагор рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное достойно получить отлетающую душу и сохранить ее навсегда.
В Персии долгое время существовал обычай показывать собаке тело покойного. Весьма характерно то, что в случае смерти беременной женщины в комнату вводили двух собак.
Гуроны верили в то, что душа умершего на своем пути в загробном царстве должна перейти через мост, где на нее нападет собака.
У эскимосов был обычай класть в детские могилы черепа собак, чтобы те могли защищать души детей в загробном мире.
В некоторых традициях собаку использовали и как своеобразного «козла отпущения». Например, жители западных Гималаев раз в год поят собаку спиртом или гашишем и, накормив сладостями, проводят по селению и спускают с привязи. За животным пускаются в погоню и убивают его палками и камнями, полагая, что теперь они на год застрахованы от болезней и других напастей.
А в других местах бытовал обычай на Новый год подводить собаку к двери, давать ей кусок хлеба, а затем прогонять ее со словами: «Убирайся, собака! Если до конца года в этом доме должен случиться мор или падеж скота, пусть все это обрушится на твою голову».
Re: Магия - Собака. Мифы, легенды, поверья.
Есть такой фильм "Омен". Я читала книгу, по которой он снят. По книге, у главного негативного героя (Демьена Торна) как раз пес. Большой и черный. Когда он рассказывал журналистке об этой собаке, он говорил, что это потомок древних собак, сопровождавших римлян в их походах. Угадайте породу))))))))))
Фильм я так и не посмотрела. Но слышала/читала, что вначале на роль Пса хотели взять НО, но не сложилось - взяли......... Ротвейлера.
Фильм я так и не посмотрела. Но слышала/читала, что вначале на роль Пса хотели взять НО, но не сложилось - взяли......... Ротвейлера.
Мария- Сообщения : 246
Репутация : 58
Дата регистрации : 2012-02-09
Возраст : 43
Откуда : Смоленск
Похожие темы
» Магия- Собака. Практическое применение.
» Магия - Собака. Выбор собаки с точки зрения магии.
» Собака кашляет! SOS!!!!
» Собака не заменит друзей.
» Зачем ребенку собака?
» Магия - Собака. Выбор собаки с точки зрения магии.
» Собака кашляет! SOS!!!!
» Собака не заменит друзей.
» Зачем ребенку собака?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения